Заказать Экскурсию
Заказать Лекцию
Мероприятия и события
Версия для печати

Творческая работа «Люди города»

В Музее истории города Урай завершила свою работу персональная выставка Александра Юрченко "Красота родного края"!

15 мая на встречу с художником пришли учащиеся художественного отделения Детской школы искусств!

16 Май 2022
Право бесплатного посещения Музея истории города Урай предоставляется:

ЛИЦАМ, сопровождающим посетителей с ограниченными возможностями здоровья и сопровождающим группы детей дошкольного и школьного возрастов при коллективном посещении и экскурсионном обслуживании данных групп.

13 Май 2022
"ЮБИЛЕЙНАЯ НОЧЬ МУЗЕЕВ" В УРАЕ!

"Ночь музеев" - международная культурно-образовательная акция, в ходе которой музеи работают до позднего вечера или даже в ночные часы!

12 Май 2022
День Победы!

9 мая 2022 года в Спортивном сквере работали выставочная площадка "У привала" и мастер-класс по изготовлению пилотки.

11 Май 2022
Дорогие друзья, с наступающим праздником 9 мая!

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА РАБОТУ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГОРОДА УРАЙ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ!

06 Май 2022

 

Работу выполнили:
 
     учащиеся  7 класса КОУ ХМАО-Югры
«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»:
Панина Дарья, Филимонов Виталий.
 
учащиеся 5 класса КОУ ХМАО-Югры
 
«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»:
Шамагулова Изабелла, Альмухаметова Диана.
Руководитель:
Яхно Гузель Фаатовна,
учитель истории КОУ ХМАО-Югры
«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

«Люди нашего города»

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
В.Тушнова

Мы родились и живём  в городе  Урай.  Урай - это замечательный город Западной Сибири. История города многолика и разнообразна.   Она непосредственно и неразрывно связана с жизнью и судьбой людей, живших и живущих в нём сейчас. Наш город дал России  и  миру   многих замечательных людей, среди которых  есть учёные, военные, поэты, писатели, художники, музыканты  и люди других профессий. Если подумать, то благодаря кому эти люди стали яркими и неординарными?  Ведь у  них,  у каждого знаменитого обязательно был учитель или наставник. И именно эти люди помогли им стать успешными и яркими личностями в жизни. И наша Родина - не исключение. Сколько людей из нашей страны прославились на  весь мир! Да и взять великого поэта Александра Сергеевича Пушкина - сколько учителей у него было! И каким он стал - его любят и уважают даже через столько лет. Мы только сейчас понимаем, что без учителей мир был бы совсем другим, не таким, каким мы видим его сейчас за окном,  без учителя не был бы мир так удивителен. Учитель удивляет мир своими знаниями, своим добром, своим теплом, которые  он отдаёт ученикам. И вот, об одном таком удивительном человеке  -  нашем  учителе мы хотим рассказать.

«Книга жизни»

Представьте, что кто-то захотел написать книгу или сценарий для фильма, основываясь на вашей жизни. Была бы эта книга интересна для многих людей?

Насколько интересен сам главный герой? Чему у него можно поучиться? Достойно ли он преодолевает трудности и выходит ли он победителем из различных казусных ситуаций? Книга жизни большинства людей состоит из похода на работу, просмотра телевизора, посиделок на праздниках с родственниками и друзьями.

И только у небольшого процента людей жизнь — это захватывающее приключение, о котором было бы интересно прочитать не маленькую статью, а несколько томов художественной литературы.

Сегодня мы приглашаем вас полистать интересные, яркие страницы плодотворной «Книги жизни» и познакомиться с замечательным человеком, учителем русского языка и литературы Мусалимовой  Рашидой Тимировной.

 «Мои  воспоминания»

 Рашида Тимировна вспоминает: «Стать учителем я хотела с детства, так как с малых лет видела работу своего отца Карманова Тимира  Аблулвалиевича, учителя русского языка и литературы, который проработал в Новокаишкульской школе Ярковского района  Тюменской области  без малого сорок лет. С детства поняла, что труд учителя – самый кропотливый, а потому и самый трудный среди всех профессий, так как учитель отвечает за человека, за его будущее. Наш отец среди других учителей отличался особой добротой к людям, особенно к детям, чистотой души, скромностью, порядочностью, любовью и уважением к русскому языку, к великим русским поэтам А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову, Н.А.Некрасову, писателям  И.С.Тургеневу, А.П.Чехову, Л.Н.Толстому. И эту любовь к русскому языку, к его звучанию, к его красоте и богатству он передал нам, своим детям. Помню, как он просто так начинал рассказывать стихи А.С.Пушкина, особенно его сказки в стихах:
«У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом».

Мне посчастливилось после окончания педучилища №1 города Тобольска Тюменской области поработать с ним в одном педагогическом коллективе. Оказывается, он и в учительском коллективе создавал особый микроклимат доброты, уважения друг к другу.  Учителя по всем вопросам   обращались к нему, как к старшему педагогу, советовались, делились новостями, просили помочь. Не было случая, чтобы он отказал кому-то в чём-то. За великолепные знания во многих областях науки учителя называли его «ходячей энциклопедией», а за создание потешных рассказов  - «ходячим анекдотом».

Отец помог мне понять, что важно любить всех детей одинаково: шалуна и послушного, сообразительного и тугодума,  ленивого  и  расторопного».

После педагогического училища поступила на филологический факультет Тобольского педагогического института имени Д.И. Менделеева, получила диплом учителя русского языка и литературы. Начала свою трудовую деятельность в школе, где училась. Проработала учителем начальных классов 5 лет. В 1974 году с семьёй переехала в город Урай. В настоящее время работаю учителем русского языка и литературы в Урайской  школе для обучающихся с ОВЗ.

 «Моя учительница русского языка и литературы»

«Рашида Тимировна душой болеет за каждого ученика. Она способна преподнести даже самую трудную тему так, что урок сразу становится очень увлекательным».

/ученица 7 класса Панина Д./.

«На своих уроках она открывает перед нами волшебный мир литературы и русского языка. Учит нас брать из книг всё самое главное, доброе и вечное, учит размышлять над прочитанным, задумываться над действиями героев. Именно моя учительница открыла для многих из нас всю прелесть чтения книг, поэтому мы читаем литературу не только по принуждению, но и самостоятельно, чтобы ненадолго погрузиться в удивительный мир, который в них скрывается. Я считаю, что таким и должен быть учитель. И если каждый педагог будет искренне любить то, чем он занимается, то и мы обязательно будем стараться лучше учиться».

/ученик 7 класса Филимонов В./

«Вы очень добрый учитель, вы всегда стараетесь для нас».

 /ученица 5 класса Альмухаметова Д./

«Рашида Тимировна учит нас вести себя хорошо, не шалить и ответственно относиться к учебе. Она добрая и понимающая».

 /ученик 5 класса Пытаев А/.

«Она самый лучший учитель русского языка. Она очень добрая и умная, всегда поможет. На уроке русского я всегда понимаю учебный материал благодаря Рашиде Тимировне».

 /ученица 7 класса Горбачева К/.

«Совсем недавно я перешла в 5-й класс. Сейчас все уроки у нас проводят разные учителя, и мне немножко трудно к этому привыкнуть. Ведь в прошлом году у нас была одна учительница. Она вела почти все предметы, кроме ИЗО, английского языка и физкультуры. Пока я еще  недостаточно хорошо  знаю своих новых преподавателей, и моей любимой учительницей стала Рашида Тимировна, учитель русского языка и литературы».

 /ученица 5 класс Тучина Д./.

«Рашида Тимировна очень хорошо понимает нас и чувствует настроение каждого ученика. Она искренне любит свою профессию. С первых дней знакомства  учитель произвёл впечатление заботливого, внимательного, душевного человека. Я с радостью посещаю уроки русского языка и литературы» / ученик 5 класса Гостевских К./.

«Я люблю писать, и Рашида Тимировна мне в этом помогает. Моя учительница очень понятно рассказывает новые темы. Если у нас возникают какие-то вопросы, всегда охотно на них отвечает. Если я получаю плохую оценку за самостоятельную работу, она позволяет её исправить, сделав работу над ошибками»/ ученица 5 класса Живило А./.

 «Моя старшая сестра»

Моя старшая сестра Рашида Тимировна Мусалимова – пример для всех нас: братьев и сестёр. Она родилась в 1949 году, росла в трудное, голодное послевоенное время, была первым помощником наших родителей. Она помогала им во всём, начиная с заготовки дров, сена, кончая уходом за маленькими сёстрами и братьями. Рашида Тимировна часто вспоминает, как  копали картошку деревянными самодельными лопатками. Чтобы не «ранить» картошку,  в то время не пользовались металлическими лопатами. Я думаю, что всё это воспитало в ней трудолюбие, ответственность и дало ей начало к профессиональным высотам.

Из детства помню, как она приезжала на каникулы (тогда она училась в Тобольском педагогическом училище), ставила меня на свои плечи, и мы всем на удивление ставили акробатические этюды.

 Позже, когда я училась в старших классах, видела, как она ночами сидит с тетрадками, делает разные наглядные материалы, карточки, перфокарты… А ещё больше узнала о своей сестре, когда  начала работать с ней в одной школе. Рашида Тимировна, как наставник, готова помочь всем, кто бы не обратился к ней за помощью. Она – Человек с «большой буквы» и с «большим» сердцем.

   Я горжусь своей сестрой. Она достойна звания «Заслуженный учитель России».

  /Курмашева К.Т. – учитель математики/

 По страницам газеты «Знамя»

Александр Гольфстрим  в своей статье «Урай –город талантов» в газете «Знамя» от 1 октября 1994 года пишет.  «Да, не часто можно встретить  столь уникального по характеру и складу судьбы человека. Кажется, тяга к учительству, к работе с детьми была заложена в Рашиде Тимировне с первых дней жизни, некая генетическая наследственность. В Урай Рашида Тимировна приехала в 1974 году и пошла в восьмилетнюю школу №3. Непростые подопечные достались ей. Как сделать, чтобы интерес у детей повысился? – вот вопрос, который поставила перед собой учительница. И тогда она пришла к выводу, что необходимы какие-то способы активизации учёбы, развития интереса к ней. В результате большой, кровопотливой работы появился труд под названием « Способы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики». Рашиде Тимировне удалось разработать программу изучения нового предмета «Математика и конструирование» для классов выравнивания. Сейчас этой программой успешно пользуются учителя начальных классов школы №6 в г.Урае. Работа новатора признана весьма полезной и своевременной как для учителей, так и для учащихся всех классов, независимо от степени развития умственных способностей».

 Ещё в  одной  статье  «Назван учитель года»   в газете «Знамя» упоминается имя нашего учителя. Вот выдержка из текста от 9 марта 1996 года: «…Учитель - это артист, но театр для  него длится всю жизнь…  Трудолюбивая, кропотливая, достойная во всём и порадовавшая зал ярким национальным колоритом  Р.Т.Мусалимова из школы №6».

 «Полет через океан»

Проблемы обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ  волнуют социологов и учёных всего мира. Поэтому российские и американские педагоги объединились для совместного изучения этой проблемы.  В мае 1995 года в Москве  состоялся первый международный  Российско-американский семинар «Педагогические стратегии для эффективного образования детей группы риска». Через год в городе Манси на базе Боли Стейт Университета штата Индиана США состоялся второй международный Российско-американский семинар по обучению детей группы риска. Так в составе российской делегации из 12 педагогов Ханты-Мансийского округа я была в Америке,  выступала перед американскими педагогами, учёными, делилась опытом работы с детьми с трудностями в обучении. Думаю, что этот обмен опытом работы был полезен и американским, и российским педагогам.  Перелёт через Атлантический океан туда и обратно в Россию запомнился на всю жизнь протяжённостью в расстоянии и времени.

 «Изобретаю, публикую»

Рашида Тимировна имеет патентное свидетельство № 135 от 15.04.1998 г. «Способ освоения конструкторских навыков детьми 6-10 лет с задержкой психического развития, выданный Международным центром педагогического изобретательства г. Челябинска. Её опыт работы с детьми с задержкой психического развития обобщён в публикации «Развитие познавательных интересов учащихся с задержкой психического развития на уроках математики» (Издательство МЦПИ «Мирос», г. Челябинск, 1997 г.).  Коллеги и руководители о ней отзываются: «Это  постоянно ищущий специалист, никогда не останавливающийся на достигнутом, Её кредо – работать на ближайшую перспективу. Рашида Тимировна объединяет в себе качества неравнодушного руководителя, знающего механизм управления, организатора, наставника. Она тактична, уравновешенна, умеет создавать в коллективе благоприятный психологический климат, умеет найти выход из непредвиденной ситуации».  Рашида Тимировна систематически повышает свою квалификацию в Московском научно - методическом центре «Развитие и коррекция». Она -  опытный наставник, умело передающий свои знания и мастерство молодым педагогам, хорошим советом, напутственным словом, практическим замечанием или необходимой методической литературой оказывает помощь как молодым педагогам, так и учителямсо стажем. Педагог заслуженно пользуется уважением среди педагогов города.

                                                                                                «Немного о себе»
         Много лет работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Начала свою педагогическую деятельность после окончания педагогического училища учителем начальных  классов, потом со своими учениками перешла в старшие классы учителем русского языка и литературы. Девизом все эти годы работы в школе для меня были слова великого русского писателя и Учителя с большой буквы  Л.Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо делать его». Как он это «добро» сделал, мы все великолепно знаем, а  его Яснополянские ученики через всю жизнь пронесли то добро, которое получили от великого Учителя, и передали своим потомкам.
       Доброта и отзывчивость предполагают огромное терпение, выдержку, отношение к неудачам учеников, как к естественному явлению в сложном процессе учения, так как этим детям успехи достаются нелегко. Много лет размышляла о том, каким образом облегчить обучение таких детей и начала поиски  способов, каких-то путей развития познавательных интересов учащихся, составляла, придумывала их, экспериментировала со своими учащимися. Постепенно пришла к выводу, что успешно учатся дети тогда, когда им интересно, когда учитель помогает им разными способами понять трудный материал. Так я составила опорные схемы, таблицы, карточки, перфокарты, образцы выполнения заданий, которые нравятся детям, запоминаются быстро, развивают как непроизвольное, так и  произвольное внимание, словесно-логическое мышление, смысловую и механическую память, внутренний план действий. Они облегчают воспроизведение изученного  и в итоге формируют положительную мотивацию к учебной деятельности, к конкретному предмету, развивают познавательный интерес к изучению трудного материала.                        Целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования положительной мотивации к обучению, развитие познавательных интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, воспитание духовно развитой, грамотной и мобильной личности, способной к самообразованию и самореализации, умеющей легко адаптироваться в современном обществе.
          Самое главное, чтобы,  в конечном счёте, они стали хорошими людьми, прекрасными специалистами своего дела, заботливыми родителями, патриотами Родины и берегли Россию.

«Награды и заслуги»

Профессиональные заслуги Рашиды Тимировны достойно отмечены: она награждена значком «Отличник народного просвещения» (1995 г.) присвоены звания «Заслуженный учитель РФ» (2000 г.), «Ветеран труда».  Многолетний безупречный труд,  высокий профессионализм отмечены   Почетной грамотой Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры (2007 г.), Благодарственным письмом  ректора СурГПУ (2009 г.), Почетной грамотой образовательного учреждения (2012 г.),  Почетной  грамотой горкома профсоюза учителей (2014г.),  Почетной  грамотой  главы г. Урай, (2015 г.). Рашида Тимировна занесена в юбилейную энциклопедию «Золотой фонд кадров России» (2015 г.)

 «Идущая по верному пути»

Рождаясь, каждый человек получает от своих родителей бесценный подарок – свою жизнь. А с ней – целый букет подарочков: мамины глаза, папин нос, бабушкино терпение и дедушкину целеустремлённость. И своё имя. 

Во все времена люди обращали внимание на значение имени. Древние мудрецы полагали, что  обладая этой информацией заранее, можно как бы наделить человека теми или иными свойствами, а, может, даже и предопределить его судьбу. Ведь тайна имени раскрывает особенности характера, секреты успешного выбора профессии или счастливой личной жизни.  

Имя «Рашида» имеет арабское происхождение. В вольном переводе означает «разумный», «идущий по верному пути». Собирая материал о нашей учительнице,  мы убедились, что древние мудрецы были правы.