Заказать Экскурсию
Заказать Лекцию
Мероприятия и события
Версия для печати

Куликов Владислав

Выставка "Урай: известный и неизвестный"!

В рамках празднования Дня города 24 и 25 июня 2022 года на Центральной площади и Набережной имени А.И. Петрова экспонировалась выставка "Урай: известный и неизвестный"!

28 Июн 2022
24 Июн 2022
Еще ДВА ДНЯ осталось до завершения экспонирования выставки "Учитель - ученик"!

Всем, кому интересно детское творчество, мы ждем вас 23, 24, 25 июня 2022 года с 11.00. до 19.00.

23 Июн 2022

 Работу выполнил: Куликов Владислав,

 МБОУ СОШ №2.

Руководитель: Угрюмова Татьяна Владимировна 

Исследовательская работа

на тему:

«ДЕТИ И ВОЙНА, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СТРАШНЕЕ ЭТОГО»

  Введение

В 2015 году исполняется 70 лет со дня победы над фашистской Германией. Вся страна готовится к этому великому событию. Мы, дети тоже ждем с нетерпением этого дня. А каково было детям в те далекие годы войны.

Детство – самая счастливая пора в жизни каждого ребенка. Но так случилось, что многие дети не видели этой поры. У них не было детства. Они уже в свои 8-12 лет совершали подвиги наравне с взрослыми. Не детская это доля! Скитаться по лесам и поселкам, видеть врагов не в кино, а живыми, смотреть смерти  в лицо, брать в руки оружие и стрелять, мстить за родителей, братьев и сестер. Но так было!

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях - вот что стало уделом сотен тысяч детей.

Чтобы подтвердить это, мы провели исследовательскую работу по теме «Дети и война, что может быть страшнее этого ».

Цель работы: выявление трагичности судеб детей военного времени на  территории России

Перед собой я  поставил следующие задачи:

1. Проследить судьбы детей в годы Великой Отечественной войны на территории России.

2.Сравнить  судьбы   литературных героев и воспоминания реальных участников событий.

3.Оформить выставку в школе «Дети Войны»

Изучил материалы воспоминаний людей, переживших Великую Отечественную войну в детском возрасте (литературные произведения и рассказы участников событий).  На их основе данных материалов начал оформление выставки в школе «Дети войны».

Актуальность работы заключается в том, что вся страна готовиться к празднованию 70-летия  «Дня Победы». Собранный материал  поможет  нам, нынешнему поколению, понять, как  выжили дети в то нелегкое время, на разных территориях страны, и как повлияла война на всю их дальнейшую жизнь. Способствует воспитанию патриотизма и уважения к старшему поколению.

Гипотеза:  война повлияла на судьбы детейнашей страны.

Методы исследования:

1.Анализ художественных произведений, в которых отражается тема Великой Отечественной Войны.

2.   Интервью

3.  Оформление  фактов  собранной информации в виде выставки «Дети войны» к 9 мая 2015 года.

   1.Основная часть

1.1  Сравнение понятий война и дети.

Чтобы более четко увидеть разницу в понятиях «война» и «дети», сравним их.Что же такое детство? В чем оно проявляется? Что для него характерно? И сразу в памяти слова из известной песни.

Детство, детство, детство - это смех и радость.

Это песни, это дружба и мечты.

Детство, детство, детство – это краски радуг.

Детство, детство, детство - это я и ты.

А  что же такое война? Ответят строки из  стихотворение Юрия Севрюка.

Война! Это   воющий голос металла,

Доносящийся с неба сквозь серую рвань облаков.

Это липкая слякоть, привычная злая усталость,

Надоедливый дождь, зарядивший на веки веков.

Дети и война! Страшное сочетание двух противоестественных,

невозможных рядом  слов.

Людские потери во  время Великой Отечественной Войне:

6,3 млн военнослужащих убитыми, 555 тыс. умерших от болезней, погибших в результате происшествий, осужденных к расстрелу и 4,5 млн попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население на оккупированной территории и повышенную смертность на остальной территории СССР от невзгод войны) — 26,6 млн человек, и среди них дети.

1.2 Анализ литературных произведений.

Я решил обратиться к художественным произведениям, в которых отражается эта тема.

На уроках литературного чтения мы познакомились с произведением  В.Драгунского «Арбузный переулок». Вот какие воспоминания мальчика, жившего в городе Москва, о войне меня не оставили равнодушным.

«Нет, я, наверно, никогда не забуду эту ужасную осень, — сказал папа, —

как невесело, неуютно тогда было в Москве... Война, фашисты рвутся к городу. Холодно, голодно, взрослые все ходят нахмуренные, радио слушают ежечасно... Ну, все понятно, не правда ли? Мне тогда лет одиннадцать-двенадцать было, и, главное, я тогда очень быстро рос, тянулся кверху, и мне все время ужасно есть хотелось. Мне совершенно не хватало еды. Я всегда просил хлеба у родителей, но у них не было лишнего, и они мне отдавали свой, а мне и этого не хватало. И я ложился спать голодный, и во сне я видел хлеб… А потом еще хуже — завернула осень, стало совсем холодно, с неба сыпал зимний, сухой и меленький снег, и его тут же сдувало сухим и острым ветром. И еды у нас стало совсем мало, и фашисты все шли и шли к Москве, и я все время был голодный. И теперь мне снился не только хлеб. Мне еще снились и арбузы».    Подведем итог: литературный  герой – мальчик (отец Дениса), возраст в годы войны 11-12 лет. Воспоминания о войне:

«.. холодно, голодно, взрослые все ходят нахмуренные, радио слушают ежечасно ,  еды у нас стало совсем мало, и фашисты все шли и шли к Москве, и я все время был голодный……»

А вот ещё один пример. Повесть  В.Катаева «Сын полка». Здесь внимание привлекает маленький мальчик, которого нашли разведчики в лесу недалеко от города Одессы. Разве можно прочитать равнодушно следующие строки?

 «В окопе спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав босые, темные, как картофель ноги, мальчик лежал в зеленой вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало. Из провалившегося рта с обметанными лихорадкой, воспаленными губами

вылетали сиплые вздохи. Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета… Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запекшейся крови».

Представить страшно, как ужасны обстановка и внешний вид ребенка. Далее по тексту  знаем, что этот ребенок сравнивается с затравленным волчонком. Может ли быть такое сравнение? Наверное, может. Счастливым местом для Вани Солнцева оказалась палатка разведчиков.   Обратим внимание на его счастье.   «Он ел с такой торопливой жадностью, что куски мяса то и дело останавливались у него в горле… Голод был сильнее всех приличий. Крепко держась одной рукой за придвинутый вплотную котелок, Ваня другой рукой проворно действовал ложкой. В то же время, не отводя взгляда от длинных ломтей ржаного хлеба». Именно здесь Ваня почувствовал себе счастливым и не только в том, что он мог поесть.

А в чем же мы видим его счастье?«Ване не верилось, что позади  были три года нищеты, унижения, постоянного гнетущего страха, ужасной душевной подавленности и пустоты. Ему не верилось, что еще вчера он пробирался по страшному, холодному лесу один во всем мире, ночью, голодный, больной, затравленный, как волчонок, не видя впереди ничего, кроме гибели».

Впервые Ваня находился среди людей, которых не надо было бояться.

Счастье мальчика заключается в том, что он будет находиться среди взрослых мужчин, в самых опасных местах, где каждый день грозит смертью. А где же семья, детские игры и шалости? Где же детство? Задаем мы вопросы для размышления. И разве Ваня один такой? Конечно, нет. Сыны полков разными путями попадали на войну, лишившись детства и видя те ужасы, которые неуместны для детского возраста.

1.3 Рассказы реальных участников – детей  войны.

Мария  Филипповна Кузьмина -   Заслуженный  учитель России. На первый взгляд, обычная женщина, но как необычна ее судьба. Мария  Филипповна в военные годы проживала в Курской области, в поселке Ажово. Вот о чем она вспоминает: «Когда началась война, мне было 10 лет. Семья наша была большая. Семь детей. Отца и старшего брата сразу забрали на фронт. Осталась мама, брат 14 лет и нас пять дочерей.  Когда шло наступление на Москву, немцы были убеждены, что они захватят столицу нашей родины, и мы все будем им принадлежать, находиться у них в рабстве. Когда Москву не удалось захватить, немец стал зверствовать. Через нашу деревню немцы отступали. Немцы вошли в село и сразу почувствовали себя хозяевами: доили коров, убивали скотину, забирали все, что им нравилось. Они в каждом  мальчике видели будущих защитников, своих врагов. Забегали в хаты, хватали мальчиков любого возраста, выводили на площадь и прилюдно расстреливали. В нашей семье был мальчик, мой брат Ваня, ему тогда было 14 лет. Мама узнала об этом и одела брата в платье, повязала платочек, дала в руки спицы, научила вязать,  и только благодаря этому брат  остался  жив. Много слез и горя повидали мы за эти страшные годы войны. Отец погиб в 1943 году. Наша семья помогла русским солдатам переправиться через реку, отдав бревна с дома, в котором мы  жили для  строительства моста. Когда закончилась война, один из солдат написал в  Курск письмо и рассказал о нашей семье, о том, что мама разрешила разобрать часть дома для сооружения  моста. И  после войны нам выстроили новый дом.

Вот еще одна детская судьба.

Моя прабабушка Куликова Зинаида Аристарховна. Ветеран трудового фронта. Воспитала пятеро  сыновей. Имеет  12   внуков и 12 правнуков. С 1966 года проживает в городе Урай. А  в годы войны проживала на Алтае, в селе Рибриха. Семья состояла из шести человек : мать и пятеро дочерей. Бабушка была третьим ребенком в семье. Вот, что она мне рассказала о тех далеких днях: «К труду мы были приучены с детства.  До войны летом мы пололи колхозные поля, убирали хлеб. Осенью копали картошку и убирали другие овощи. Когда началась война,  училась   в 8 классе, учебный год начинался ни с 1 сентября, а  с 1 октября. Дети, женщины, старики занимались уборкой хлеба и овощей. А когда шла уборка хлеба, техники не было, всё делалось вручную. Косили пшеницу серпами и вязали снопы, составляли в суслоны, а ночами на быках вывозили с полей и складывали в скирды, для просушки. Росла я маленькой, но шустрой. Работала до позднего вечера. Все в селе  жили под лозунгом «Все для фронта, всё для победы!». Есть хотелось, ели много разной растительности. Ботву от картофеля приходилось есть. Зимой по вечерам вязали носки, варежки с двумя пальцами, чтобы удобно было стрелять солдатам,  и отсылали посылки на фронт. Кто держал свое хозяйство, сдавали  яйца, мясо, масло, молоко, картофель. Все это отправляли солдатам».

Я спросил об играх в свободное время. Бабушка вспомнила две любимые игры «Лапта» и «Палочка - выручалочка», и грустно добавила, что играть детям войны было некогда.  Свой рассказ она закончила такими словами; «Каждый день мы слушали радио и верили в победу. А когда объявили, что война закончилась, сколько было радости..!» И  я увидел на глазах бабушки слезы.

 Заключение

Дети войны, о которых рассказано в данной работе, родились в разных уголках нашей Родины. Войну они встретили в детском возрасте. Судьба Вани Солнцева  и Марии Филипповны распорядилась так, что они видели немецких  захватчиков не в кино, а живыми. Почувствовали на себе зверство фашизма. Куликова Зинаида Аристарховна с малых лет работала наравне с взрослыми, жила под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» Голодала, не высыпалась, от усталости валилась с ног, но всегда  верила в победу. А мальчик из Москвы почувствовал, как нелегко было взрослым отстоять столицу и выжить в холоде и голоде.

В результате проделанной работы реальнее осознаёшь, каким тяжёлым и невыносимым было положение наших сверстников во время войны,  и каким самоотверженным и героическим был их труд в тылу.

Военное детство навсегда оставило отпечаток в их судьбе.Опыт раннего взросления, запомнившиеся голод и испытания, научили ценить жизнь,  хлеб, а также преодолевать трудности. И самое главное, для современного поколения,  понимать, как необходимы внимание и постоянная забота  людям, лишенным детства ради победы!

Практическая значимость моей работы заключается в том, что накануне 9 мая и празднования 70–летия Великой Победы:

1. Организовал встречу моих одноклассников с реальными участниками войны с Марией Филипповной и Зинаидой Аристарховной.

2.  Оформил экспонаты   выставки «Дети войны» и пригласил для участия всех желающих школы и класса.

3. С фотографией моей прабабушки я с гордостью  буду участвовать в шествие бессмертного батальона  9 мая.

Собранный материал  поможет  нам, нынешнему поколению, понять, как  выжили дети в то нелегкое время, на разных территориях страны, и как повлияла война на всю их дальнейшую жизнь. Способствует воспитанию патриотизма и уважения к старшему поколению.