Заказать Экскурсию
Заказать Лекцию
Мероприятия и события
Версия для печати

Китуров Арсений

Выставка "Урай: известный и неизвестный"!

В рамках празднования Дня города 24 и 25 июня 2022 года на Центральной площади и Набережной имени А.И. Петрова экспонировалась выставка "Урай: известный и неизвестный"!

28 Июн 2022
24 Июн 2022
Еще ДВА ДНЯ осталось до завершения экспонирования выставки "Учитель - ученик"!

Всем, кому интересно детское творчество, мы ждем вас 23, 24, 25 июня 2022 года с 11.00. до 19.00.

23 Июн 2022

Работу выполнил: Китуров Арсений,

 ученик 4 класса б МБОУ СОШ №12

Руководитель:  Батаева Айгуль Данильевна

г.Урай, 2017г.

 

Исследовательская работа

на тему:

«Горжусь и храню память….Судьба моего прадеда!»

Вспомним о тех, кто зимою холодною,

В мёрзлых лежал блиндажах,

Бился на Ладоге, дрался на Волхове,

Не отступал ни на шаг.

Вспомним о тех, кто командовал ротами,

Кто замерзал на снегу,

Кто в Ленинград пробирался болотами,

Горла ломая врагу.

«Волховская застольная»

 

Введение.

Актуальность. В школе на уроке светской этики по теме «Россия - моя родина» учительница нам сказала, что в каждой семье  есть свои герои Великой Отечественной войны,  так как война коснулась всех и каждого! Она  предложила нам выполнить проектную работу по генеалогическому древу своей семьи и выйти на родственников того нелёгкого прошлого, узнать историю и судьбу семейных героев.  Выполняя проект для урока, мне стало интересно, я решил исследовать свое семейное древо и выйти на своих героев семьи.  

Гипотеза: в родословной моей семьи есть прадеды - герои Великой Отечественной войны.

 Цель: исследование  судьбы моего  двоюродного прадеда.

С помощью следующих методов: изучение информационных источников (газетной вырезки), поиска  информации через интернет – ресурсы сайтов  «Память народа», «Подвиг народа», фотографий военных лет семейного альбома, документов  Шеркальского музея,  опрос родителей, анализ и синтез информации, систематизация.

Задачи:

1.    Изучить семейный архив, составить семейное древо.

2.    Найти и собрать документальную информацию из этнографического Шеркальского музея, на сайтах «Память народа», «Подвиг народа» о боевых и наградных заслугах своего прадедушки.

3.    Рассказать одноклассникам о герое ВОВ  моей семьи.

Основная часть.

I.     Выявление фактов, подтверждающих участие моего прадеда в Великой Отечественной войне.

По рассказам родственников, с помощью интернет ресурсов и даже газетной вырезки я узнал о судьбе своего двоюродного прадеда, которого звали Китуров Александр Матвеевич. К сожалению, его нет в живых, но воспоминания о его подвигах остаются в памяти моей семьи.    

      Александр Китуров родился и жил в маленькой хантыйской деревне Лохтоткурт Октябрьского района. Ему было 19 лет когда 24 июня 1941 года он составил первую группу для отправки на фронт. Через пять месяцев после призыва Александр показался на передовой, получил звание ефрейтора и должность линейного надсмотрщика телефонной станции 271-й отдельной роты связи.

      В  этнографическом Шеркальском музее хранится документ, в котором можно найти сведения, что   Китуров Александр Матвеевич  принимал участие в организации проводной внутренней связи для управления 262-й авиационной Лозовской Краснознаменной дивизии ночных бомбардировщиков на 30 аэроузлах.

Также участвовал в Сталинградской битве, в битве на Курской дуге.

Ещё сохранилась боевая характеристика: «За время работы Китуров А.М. показал свою способность и умение выполнять чётко и своевременно любые поставленные задачи. Направления внутренней телефонно-кабельной связи. Наведённые Китуровым А.М., всегда работали отлично. Связист Китуров А.М. быстро находил и устранял повреждения проводов, не допускал длительного перерыва связи. Своё дело знал отлично».

За свои способности и отношения к работе мой прадедушка - боец был награжден медалями и орденом.

От имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте награжден орденом Красной звезды, награжден медалью «За боевые заслуги» (документ находится в музее)

Победу  мой прадедушка встретил в столице Австрии Вене.

  На сайтах «Подвиг народа» и «Память народа» есть документ – наградной лист о том, что 24 января 1945 года он получил медаль «За оборону Сталинграда».

          II. Выявление фактов из жизни  моего прадеда - ветерана Великой Отечественной войны.

После войны ветеран Великой Отечественной войны мой прадедушка  жил в селе Шеркалы  Октябрьского района. Занимался заготовкой пушнины. После выхода на пенсию много времени проводил на рыбалке, даже переплывал реку Обь на своей калданке (хантыйской лодке с плоским днищем). Было у него занятие и для души – игра на нарсъюхе ( сейчас хранится в Шеркальском этнографическом музее). Кроме того, мой прадедушка участвовал в спектаклях и постановках сельского Дома культуры.  Родственники говорят, что Александр Матвеевич часто запевал известную военную песню «Волховская застольная». Вот только редко допевал до конца, зачастую не в силах сдержать слез, от воспоминаний.

 Я теперь понимаю, что хоть и были слёзы на глазах у прадедушки, но это слёзы были настоящего мужчины – героя прошлого, настоящего и будущего времени нашей истории семьи и матушки России.  

Он прожил всего 57 лет и умер в 1979 году в селе Шеркалы, но память в моей семье о нём жива. Горжусь и  храню память своего прадедушки.

                                                    Заключение.

Исследуя судьбу своего прадеда, я понял, что уходит время, уходят свидетели тех событий. А что мы успели узнать о героях того времени, чтобы передать это потом своим детям для продолжения изучения древа нашей семьи? И моя семья решила, что нам нужно беречь архивные документы, чтобы создать и передавать наш семейный альбом памяти. А зачем? Чтобы помнить!!!