Заказать Экскурсию
Заказать Лекцию
Мероприятия и события
Версия для печати

Бешкильцева Диана

Выставка "Урай: известный и неизвестный"!

В рамках празднования Дня города 24 и 25 июня 2022 года на Центральной площади и Набережной имени А.И. Петрова экспонировалась выставка "Урай: известный и неизвестный"!

28 Июн 2022
24 Июн 2022
Еще ДВА ДНЯ осталось до завершения экспонирования выставки "Учитель - ученик"!

Всем, кому интересно детское творчество, мы ждем вас 23, 24, 25 июня 2022 года с 11.00. до 19.00.

23 Июн 2022

 

Работу выполнила: Бешкильцева Диана,

ученица 9Б класса МБОУ СОШ №5

Руководитель: Устюгова Надежда Яковлевна.

г. Урай, 2017 год

Достоин  будь отца и деда

                Актуальность. Оглянитесь вокруг - на пороге весна. Ее дыхание чувствуется во всем: в теплом воздухе, в запахе сирени, в прозрачной  капели. Это чудо! И я этим чудом могу спокойно, мирно наслаждаться.

В такие дни сама природа располагает к спокойному размышлению, к размышлению о  мирной жизни, о ее радостях. А ведь этот мир был завоеван дорогой ценой. И моя семья  к тому причастна.

Все меньше становится ветеранов войны, но память о них должна жить и в наших сердцах и в сердцах будущего поколения.  Моя семья бережно относится к героическому прошлому страны. Благодаря моей бабушке, Зинаиде Прокопьевне, мы имеем возможность прикоснуться  к святым семейным реликвиям. Я считаю своим долгом сохранить те крупицы военных событий, которые передали мне мои родные. Семейный архивный материал  не должен пылиться на полке. Его нужно пополнять, о нем нужно говорить, с ним надо знакомиться  подрастающему поколению. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации и сохранения страны. Чувство патриотизма зарождается, прежде всего, в семье. В данной работе актуально показать самоотверженность и героизм нашего народа на конкретных примерах и фактах биографии семьи.

Цель работы:

- развитие интереса к истории своей семьи, к истории страны;

- воспитание чувства патриотизма;

- формирование нравственных основ и гражданской позиции молодежи;

Задачи:

- изучить  семейные и архивные документы;

- пообщаться с родственниками участника ВОВ Бешкильцева П.К;

- расширить знания о героях ВОВ;

- показать на конкретных примерах значимость каждого;

- собрать и систематизировать материал о прадедушке;

- создать книгу памяти о Бешкильцеве П.К., герое своего времени

Методы:

Метод эмпирического уровня:

- наблюдение;

- интервью.

Метод экспериментально-теоретического уровня:

-анализ;

-синтез

Метод теоретического уровня:

- изучение и обобщение

Метод исследования:

- наблюдение;

- изучение литературы;

- интервью

Гипотеза:

Если исследовать и изучить участие  и вклад моего прадедушки в победу, то можно прийти к выводу: мой прадедушка своим ратным подвигом приближал победу.

Ожидаемые результаты:

- воспоминания фронтовиков - друзей, родственников, архивные и музейные материалы, фронтовые письма, фотографии - ценный материал, источник информации о подвигах простых людей, земляков, однополчан, о воинских частях, который пополнит семейный архив и краеведческий материал  музея школы.

Этапы реализации проекта:

1.    Погружение в проект

     - формулировка темы, целей, задач, гипотезы, актуальность

2. Организация деятельности

- анкетирование;

- работа с семейными и архивными документами;

- проведение классных часов в музее;

- организация встреч с родственниками Бешкильцева П.К.;

3. Осуществление деятельности

- выпуск газеты «Герой своего времени»

- презентация;

- урок мастер-класс;

- написание сочинения в книгу Памяти;

- заметка в школьную газету «Пятерочка»

4. Продукт деятельности

  - альбом «Герой своего и нашего времени» для семьи и для школьного    

    музея «Поиск»

 1.    Введение

Воспоминания, воспоминания… Как часто  они приходят к тем, кто видел самое страшное горе - войну. Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что остается на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, детей, стариков. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий, свист пуль. Ненависть, смерть. Но… и борьба за жизнь, за свободу, за будущее нашей Родины.

Залечены раны, нанесенные войной, всюду взошли ростки новой жизни. Все меньше остается тех, кто был в рядах бойцов, но память о них не угасает. Об их подвигах мы знаем из книг, фильмов, СМИ, из встреч в школе, музее. Но когда я провела анкетирование среди учащихся нашей школы, то выяснила, что дети мало знают героев ВОВ, не говоря уже о наших земляках.

 Я горжусь тем, что наша семья причастна к победе над фашизмом. Хочу, чтобы материал о моем прадедушке, который я собрала, помог молодежи взглянуть на боевое прошлое нашей страны глазами патриотов.

2.    Основная часть.

Моя бабушка, Зинаида Прокопьевна, много рассказывала о своих родителях. Прабабушка Татьяна Петровна  в годы войны замещала директора совхоза. А ей в то время было всего 18 лет. Их совхоз отправлял на фронт мясо. За свой труд она получила медаль. Я считаю, что ее жизнь - своеобразный подвиг.

Прадедушка, Прокопий Кириллович, в двенадцать лет уже работал в рыбачьей артели. Жизнь была трудной, но интересной. Однажды жителям поселка сообщили, что привезли кино. Никто не знал, что это. В избе - читальне сколотили скамейки. Пришли все нарядные, и вдруг на сцене – на белом коне выскочил человек с высоко поднятой шашкой (это был Чапаев). Прадедушка опомнился только на улице, остальные жители разбежались по домам.

2.1.    Боевой путь

Когда началась война, прадедушке было 17 лет. В то время паспортов не было, и он пошел в церковь к батюшке просить выдать справку, что ему 18. Видя высокого, крепкого телосложения юношу, батюшка выдал  нужную справку.

В августе 1941 года Прокопия забрали в армию из деревни Сартынья Березовского района. Привезли новобранцев в Омск. Оттуда его хотели направить на курсы летчиков, но он отказался. Боялся, что война закончится без него, пока будет учиться. Да и самолетов он никогда не видел. Попросился в разведку. После военной подготовки отправили на Ленинградский фронт в 144 стрелковую  Краснознаменную Свирскую дивизию. 22 сентября дивизия прибыла в Ленинградскую область в состав седьмой армии. Дальше шли пешком. Впереди шел 148 батальон разведчиков. Прадедушка находился в этом батальоне. Наткнулись на финнов. Первый бой был без потерь, но на помощь им уже мчались фашисты. Русские окопались, заняли оборону. За 15 дней боев фашисты потеряли около шести тысяч человек. Не получилось у немцев сомкнуть кольцо вокруг Ленинграда.

Не менее удачной оказалась и операция группы разведчиков 536- го полка. На их участке враг впервые применил новое оружие – шестиствольный миномет, ведя огонь каждый раз с нового места, поэтому засечь его не удавалось. Ущерб же нашей обороне он наносил большой. Командование дивизии приказало разыскать минометную установку и уничтожить ее.

 Группу из 20 человек возглавил сержант Константин Далакашвили - спортсмен, смелый и инициативный командир. В помощь ему дали здорового и сильного разведчика Прокопия Бешкильцева.  Декабрьским днем группа в  сопровождении двух местных жителей – партизан через «окно» в обороне прошла во вражеский тыл. В чаще, у большого разводья реки Шакшозерки, называемого Черным омутом, в лесной избушке скрывались от оккупантов местные жители. От них разведчики узнали, что отсюда к переднему краю по узкоколейке ходит мотовоз с продовольствием и стройматериалами, а на последней, четвертой платформе размещается какая-то установка, которая время от времени бьет по нашей обороне. Так вот где он, шестиствольный миномет!  Далакашвили с четырьмя товарищами ночью пробрались к  железнодорожному полотну и заложили взрывчатку. Ждали долго. Лишь в четыре часа утра послышалось пыхтение мотовоза. Лес вздрогнул от сильного взрыва. Сапер Шалимов метнул на четвертую платформу еще две противотанковые гранаты.

На обратном пути к Черному омуту разведчики увидели на лесной дороге движущийся обоз из 12 подвод. Напав на него из засады, бойцы захватили оружие, боеприпасы и галеты в мешках, передали трофеи партизанам. Поднялся переполох. От Архангельского тракта в направлении переднего края уже мчалась грузовая машина с гитлеровцами. За ней рысцой на легких санках ехали три вражеских офицера. Разведчики решили захватить «языка». Подобрав трофейные планшеты  с документами, группа стала  отходить.

Вскоре заметили, что по их следам идет большая группа финских лыжников. Пришлось срочно залечь  на одной из высоток и занять круговую оборону. Противник буквально напоролся на кинжальный огонь, но были потери и у разведчиков. Погиб пулеметчик. Его заменил ефрейтор Бешкильцев, мой прадедушка, хотя и сам был ранен дважды. Тяжелое ранение получил командир группы сержант Далакашвили. Уложив друга на плащ-палатку, прадедушка вынес его с поля боя.

К счастью, фашисты не стали преследовать группу, увидев, что она отходит прямо на мины. Но накануне ударил сильный мороз, и вся группа по твердому насту благополучно прошла «поле смерти».

Так был уничтожен вражеский шестиствольный миномет, надолго выведен из строя мотовоз, а командованию доставлены ценные сведения.

В госпиталь  к героям рейда пришел командир дивизии,  поблагодарил за выполненное  боевое  задание и  поздравил с наградами: Дакалашвили -орденом  Ленина и медалью  «За отвагу» -Бешкильцева. Ответная речь была коротка: «Доверие партии и Родины оправдаем!»

2.2.    Письма с фронта

Письма с фронта - особые  документы. «Треугольники» со знаком «полевая почта» были самыми долгожданными,  самыми трогательными, а порой,  и самыми страшными. Надежда жива или она умерла. Написанные в разное время суток под грохот гранат, под свист пуль, они и сейчас будоражат мое воображение. Всего несколько слов, несколько строк, а сколько счастливых и радостных мгновений нес этот листок бумаги!  Но бывало и другое, страшное сообщение таилось в нем, написанное однополчанами или командиром.  И за каждой строчкой - судьба, дух военного времени, история, история…

Прадедушка писал кратко, лаконично, но с какой-то особой любовью, хотя в строчках не было ласковых и красивых слов. И я понимаю: когда сочинять красивые слова или фразы? Душа сама говорит. Эти треугольники целовали все, кто держал их в руках. Садились тут же писать на фронт, обсуждая события.

 2.3.    Высота 209

Был случай, который  часто вспоминал прадедушка. Предстояло отбить у фашистов высоту 209. С этой высоты Москва была как на ладони. Разведчиков - 260 человек. На помощь должна была прийти пехота, но она подошла только через 9 дней. В живых из разведчиков осталось 13 человек. Мой прадедушка был тяжело ранен, но пулемет из рук не выпускал. Высоту они отстояли. Это было в декабре 1941 года. Операцию прадедушке делали в новогоднюю ночь. Один осколок так и остался в груди, постоянно напоминая о войне. Ефрейтор Бешкильцев стал  инвалидом  2-ой группы. Но  все-таки снова вернулся в разведку в мае 1942 года. По-другому не мог. За эту высоту  прадедушку наградили медалью «За отвагу».

2.4.    Всегда на боевом посту

В мае 1942 года разведчики впервые получили автоматы. И, собираясь на очередную вылазку в тыл врага, один разведчик по неосторожности произвел автоматную очередь. Противник услышал  стрельбу и открыл перекрестный огонь из пулеметов. «Наших» было семеро. Шестеро погибли сразу, а прадедушка шел по краю дороги и успел свалиться в кювет и отползти в лес. Когда вернулся к своим, солдаты удивились, как он сумел остаться живым. Просто чудо!  

В августе 1943 года прадедушку контузило. После госпиталя он был назначен снайпером, а в июле 1944 года его перевели в роту автоматчиков. Группой  «прочесывали» леса, временами выходили на дорогу, уничтожая отступающего противника и его технику. Когда противник отступил до финской границы (это было 5 сентября 1944 года), финны заключили  мирный договор.

Прадедушкину 114 дивизию перебросили под Мурманск в состав 14-ой армии. Был освобожден Кольский полуостров. В это время прадедушка окончил школу радистов. Служил при штабе Беломорского военного округа в роте охраны.  Искали скрывающихся в лесах Карелии бандитов.

В октябре 1944 года освободили Норвегию. Из укрытий, с гор, выходили норвежцы навстречу русским освободителям. Плакали, благодарили своих спасителей. Некоторые говорили по-русски. Они рассказывали, как «наци»  (фашисты) запугивали их. Говорили, что русские – кровожадные дикари, привыкшие жить с медведями, обросшие бородами и шерстью, с рогами на голове. Вот почему норвежцы испуганно смотрели на русских. В благодарность за спасение привели оленя.

5 декабря 1944 года Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Советского Заполярья». Сам Сталин 4 раза объявлял личному составу дивизии благодарность за отличные боевые действия. Среди награжденных бойцов был и мой дорогой прадедушка Прокопий Кириллович.

После освобождения Норвегии он остался  там до 1947 года охранять рубежи.

Родные его с нетерпением ждали, готовились к встрече, но вернулся он неожиданно. Подошел к дому, видит, что его мама выносит самовар, решил подшутить:

- Мамаша, водички не дадите?

- А ты чей, сынок, будешь?

- Ваш, мамаша, ваш!

У Марии Васильевны  самовар выпал из рук.

2.5.    Мирное время

Когда Прокопий Кириллович вернулся домой, он снова взялся за любимый промысел. 22 года был бригадиром на  Сосьвинском  рыбоучастке, затем ушёл на заслуженный отдых.

В 2001 году  на 80-м году  дедушка ушёл из жизни, через два месяца за ним ушла и бабушка. С женой Татьяной Петровной в мире и согласии прожили хорошую жизнь, вырастили 5 детей.  У них 15 внучат и 18 правнуков. Вот такая семья!

Такой прадедушка, как мой, и в мирное время всегда оставался героем и был в передовиках, за что имел  еще много наград. Прадедушка имеет 28 правительственных наград,  в их числе орден Октябрьской революции.

Светит весеннее солнце, падают  прозрачные капли с крыш. Дыхание весны чувствуется во всем. А над головой – мирное небо, за что я всем сердцем благодарна моему прадедушке.

3.    Основной результат

Работая над проектом, учащиеся изучали литературу о Великой Отечественной войне, источники Интернета. Было проведено анкетирование учащихся  9-х классов, результаты которого послужили поводом для проведения наших мероприятий. Провели урок мастер-класс «Написание очерка» (по материалам семейного архива семьи Бешкильцевых), оформили газету «Герой своего времени», приготовили презентацию «Их подвиг в наших сердцах». Мое сочинение «Голос моего сердца» - в книге Памяти. Готовится альбом «Доблестные сыны нашей Родины» для семьи Бешкильцевых и для школьного музея «Поиск»

4.    Практическая значимость работы.

Можно ли забыть о войне?  Ответ – нет! Мы не вправе забывать события, которые не подчиняются  времени.  Чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится величие событий тех времён. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

Я  предположила, что мероприятия, проводимые в рамках проекта, помогут заинтересовать школьников в изучении истории нашей страны, а в частности Великой Отечественной войны, истории края.

Ребятам было интересно узнавать о событиях Великой Отечественной войны, о ее героях и наших земляках, что служит воспитанию патриотизма у молодежи. Поставленные цели и задачи  выполнены.

 Литература

1.    Джигола С.Р,.Кузнецов И.И. . Воевал сибиряк на Карельском. Боевой путь 114-й стрелковой Свирской Краснознамённой дивизии.  Иркутск, 1987

2.    Земля красна людьми.  /«Ленинская правда» от 6.03. 1985, №46, с.3

3.    Радость встречи/ «Путь к коммунизму»

4.    Лётчиком быть я не хотел. /«Новости Югры» от 9.05.2000, с.4

5.    Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа».